Анализ ситуации в Республике Татарстан, связанной с детьми-сиротами

Страница: «1», «2»

Сколько за 2010-2012 гг. выявлено и учтено неблагополучных семей? (Какие критерии взяты за основу определения неблагополучия семьи: алкогольная семья, криминально-аморальная семья, конфликтная семья, семья где применяется насилие и др.) Какие социальные структуры занимаются данной категорией детей?

2010

2011

2012

2847

2493

2337

Критерии поставки семей и детей, находящихся в социально опасном положении, на межведомственный учет, утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 апреля 2010 г. N 294 «О формировании единого банка данных Республики Татарстан о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семьях»:

1) безнадзорные:

несовершеннолетние, родители (законные представители) которых уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов в связи со злоупотреблением алкогольными напитками;

несовершеннолетние, родители (законные представители) которых уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов в связи со злоупотреблением наркотическими средствами, психоактивными веществами;

несовершеннолетние из малоимущих семей, не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;

2) несовершеннолетние, родители (законные представители) которых
жестоко обращаются с ними;

3) занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;

4) содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

5) употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

6) совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

7) совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

8) освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

9) совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

10) обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

11) условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

12) получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

13) освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали
нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

14) осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

15) осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Участниками формирования единого банка данных, осуществляющими предоставление в единый банк данных сведений о выявленных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, их семьях и проводящими индивидуальную профилактическую работу с ними в пределах своей компетенции, предусмотренную действующим законодательством, являются:

органы управления социальной защиты и подведомственные учреждения социального обслуживания;

органы внутренних дел;

органы управления образованием и образовательные учреждения;

органы опеки и попечительства;

органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения;

органы и учреждения по делам молодежи, спорту и туризму;

центры занятости;

органы и учреждения культуры, досуга.

 

На 01.01.2013 года в органах опеки и попечительства муниципальных образований республики общая численность специалистов по охране прав детства составляет — 112 человек.

Численность специалистов по охране детства, а так же занимающихся формированием и ведением регионального банка о детях, в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены полномочия по опеке и попечительству над несовершеннолетними гражданами – 117

Число территориальных (управлений, отделов), созданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или органов местного самоуправления в составе субъекта Российской Федерации, на которые возложены полномочия по опеке и попечительству над несовершеннолетними гражданами – 45

в том числе:

имеющих 1 специалиста по охране детства – 30

имеющих более 1 специалиста по охране детства – 15

Общая численность специалистов по охране детства — 112

С целью обеспечения системы сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный период на базе функционирующих детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с января 2009 года организованы службы постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений (далее – Служба).

В перечень услуг, оказываемых Службой, входят:

  • социальное, юридическое и психологическое сопровождение выпускников интернатных учреждений;
  • содействие в получении жилья, обустройстве быта;
  • содействие в трудоустройстве, в налаживании контактов на работе;
  • оказание социально-психологической помощи молодым семьям выпускников;
  • организация коммуникативной среды выпускника с привлечением добровольных помощников среди соседей и молодежи для совместного труда, досуговой деятельности, личностных контактов, укрепление родственных связей;
  • профилактика безработицы, правонарушений, бродяжничества, алкоголизма, наркомании с привлечением социально-юридических и медико-психологических служб, во взаимодействии с территориальными Центрами помощи семье и детям.

Службы работают зонально. Специалистами проанализированы личные дела выпускников прошлых лет, на каждого ребенка сформировано наблюдательное дело, заведены дневники текущих наблюдений, разработаны индивидуальные планы по сопровождению выпускников, подписаны Соглашения о совместной работе с учреждениями начального, среднего, высшего профессионального образования. Ведется постоянная  работа по взаимодействию с учреждениями профессионального образования по вопросам соблюдения прав в области получения образования и дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

К работе Служб привлечены социальные партнеры: учреждения образования, правоохранительные и исполнительные органы, администрация и жилищные службы муниципальных образований, Центры занятости населения, учреждения социальной защиты населения, учреждения здравоохранения.

В 2012/2013 учебном году на постинтернатном патронате находится 511 человек.

С 2010 года каждому выпускнику детского дома вручается справочное пособие «Путеводитель выпускника».

Ежегодно проводится мониторинг адаптации выпускников интернатных учреждений за последние пять лет. Итоги  анализа 2012 года показали, что из 676 граждан данной категории:

  • продолжают обучение в учреждениях профессионального образования – 327 чел. (48%);
  • трудоустроены – 176 чел. (26%), домохозяйки – 61 чел.(9%), служат в армии – 16 чел. (2%);
  • находятся в местах лишения свободы –  19 чел. (3%).

На сегодняшний день поддерживают тесную связь с учреждениями около 90% выпускников детских домов.

В 2012 году принята и реализуется республиканская программа «Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2012 — 2014 годы.

 

Согласно действующему законодательству учреждения здравоохранения организуют круглосуточный прием и содержание заблудившихся, подкинутых детей в возрасте до 4-х лет, оставшихся без попечения родителей.

В Республике Татарстан функционирует ГАУЗ «Республиканский дом ребенка специализированный» (далее – Дом ребенка) на 310 мест, имеющий в своем составе Головное отделение (90 мест) и Отделение №1 (100 мест) в г. Казани  и филиал в г.Набережные Челны, занимающий 2 здания (на 50 и 70 мест).

По состоянию на 01.01.2013 в Доме ребенка воспитывается 213 детей, из них 62 ребенка-инвалида. Из 213 детей статус  детей-сирот у 144 детей, из них 46 – детей-инвалидов.

В Доме ребенка внедрены новейшие реабилитационные методики, включая технологии раннего вмешательства; медицинский и педагогический персонал проходит стажировки в ведущих клиниках России (г.г. Москва и Санкт-Петербург) и за рубежом (Германия и Польша). Ранняя реабилитация, проводимая в Доме ребенка, позволяет решать вопросы восстановления здоровья детей с последующим устройством их в семью.

С учетом значительного реабилитационного потенциала в Доме ребенка с мая 2009 года организовано лечение  детей с психоневрологическими заболеваниями, из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Возможность приема указанной категории детей и проведение им восстановительного лечения являются существенной помощью семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и реальной возможностью для снижения числа детей, пребывающих в стационарах по социальным причинам. Всего в течение 2012 года восстановительное лечение проведено 220 детям указанной категории; на 01.01.2013 года – на восстановительном лечении находится 66 детей.

В настоящее время, несмотря на позитивную динамику семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, существует множество проблем в этой сфере, таких как отказ от детей и возвращение их в детские дома.

В 2012 году в Республике Татарстан было отменено 71 решение о передаче ребенка на воспитание в семью  (в 2009 году — 128, в 2010 году – 77, в 2011 году — 73).

В большинстве случаев причинами невыполнения усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями своих обязанностей являются недостаточная правовая и педагогическая подготовленность указанных лиц к проблемам воспитания приемного ребенка, а также их личностные особенности. Между тем помещение ребенка в замещающую семью должно, прежде всего, обеспечить возможность его безопасного воспитания и развития в новой семье.

Одним из путей улучшения сложившейся ситуации в этой сфере является качественная подготовка потенциальных замещающих родителей.

Официальные данные из источника sidyak.in

Страница: «1», «2»